За свою 150-летнюю историю существования вальс не раз подвергался изменениям. Медленный вальс окончательно оформился в Англии, и, хотя его еще называют вальс-бостон, о действительном месте его рождения говорить трудно. Кто-то считает, что эта форма также родилась в Австрии, кто-то склонен полагать, что она имеет русские корни.
Одно можно утверждать без всякого сомнения – в Англии вальс признали и допустили ко двору позже, чем в других европейских странах. И хотя и в этой стране, где традиционная сдержанность является национальной чертой, вальс приобрел горячих поклонников, но и противники вальса вели себя тоже достаточно энергично и яростно. Узаконить этот танец смогло только вмешательство королевы Елизаветы. А после того как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса на день своей коронации – 28 июня 1838 года, вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах. Правда, на придворных балах вальс танцевали медленнее, чем в Вене. Точно неизвестно, откуда пришла
... Читать дальше »
Знаменитый венский вальс тоже имеет свою историю. Хотя вальс имел огромный успех и производил настоящий фурор при многих дворах Европы, в самом начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было весьма осторожным – на балах в самой Вене вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались не вполне подобающими.
Но остановить вальс было уже невозможно, и когда в 1815 году после победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс – чарующий, волшебный, блестящий. Именно тогда вальс приобрел свою специфическую особенность – акцентированный ритм, который сделал этот танец более элегантным и более романтичным. Два замечательных композитора, живших в Вене – Иоганн Штраус-отец (1804 – 1849) и еще более знаменитый Иоганн Штраус-сын, написавший такие широко известные и популярные и сегодня шедевры как «Голубой Дунай» и «Сказки Венского леса», не
... Читать дальше »
Прародителями вальса называют и австрийский народный танец лендлер, и провансальский танец вольта. Оба эти танца – парные и танцевались под музыку в размере ¾, и если в лендлере кавалер, выведя понравившуюся ему партнершу на круг, вращал ее вокруг себя, то в вольте вначале преобладали прыжки, а затем появились и быстрые повороты и вращения. Во Франции вольт запрещалось исполнять при дворе, а кардинал Ришелье усматривал в нем подрыв устоев религии и общества. (Это нетрудно себе представить – в начале ХVШ в., когда в моду входил чинный и галантный менуэт, то, что кавалер берет руку дамы, считалось невиданным нарушением приличий!) Но вольт, смешавшись с лендлером, завоевал популярность в Германии, Чехии, Австрии, получил новый характер – широкие, скользящие и плавные движения, избавился от прыжков и получил новое имя – вальс (от немецкого слова walzen – кружиться). И никакие высочайшие указы и официальная критика, никакие запреты и непризнания не смогли остановить завораживающее кружен
... Читать дальше »